К 81-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Государственный музей городской скульптуры подготовил выставку открыток военного времени из своего собрания.
Большинство изобразительных открыток данной экспозиции выпущены в Ленинграде во время блокады и сразу после ее окончания.
В 1943-44 годах выходят открытки под единым заголовком: “Ленинград в дни Отечественной войны”, они дают представление не только о военном и осажденном положении города, но и о будничной жизни горожан. Бомбежки, налеты, артобстрелы, строительство оборонных сооружений – все это соседствовало с обыденными сюжетами очистки улиц от снега и льда, запаса дров, ремонта и прочего.
Шла война, но в тоже время Ленинград жил привычной жизнью. Облик города изменялся, но на открытках можно видеть почти неизменившиеся виды Нарвских ворот, Адмиралтейства или набережных. Другие же открытки наоборот, повествуют о переменах: у Исаакиевского собора и в Летнем саду посажены огороды, на улицах укрепления, памятники укрыты от бомбежки вражеских самолетов.
Как правило, почтовая открытка военного периода, попавшая в наше собрание, показывает именно памятники города, работы по их укрытию или демонтажу, а также монументы, оставшиеся на своих исторических местах.
Были укрыты Медный всадник, памятник Николаю I и ряд других, сняты и укрыты в земле памятник Петру I у Инженерного замка, скульптура «Кони Клодта» с Аничкова моста. Отметим, что работой по укрытию памятников занимались бригады, созданные при Музее городской скульптуры.
По акварелям архитектора-художника В.А. Каменского, в годы войны участвующего в укрытии памятников и сотрудничавшего с музеем, в 1943 году издано несколько открыток. Например, памятник Николаю I, скрытый защитным сооружением, Ростральная колонна на фоне мрачного неба, Нарвские ворота и Аничков мост, с которого уже демонтированы конные скульптурные группы.
Рисунки Н. А. Павлова запечатлели страшные и будничные сцены из жизни блокадного города: бомбёжки, боевые дежурства, уборку снега, марширующие на фоне памятников воинские подразделения и укрытые памятники.
Уникальность представленных открыток в том, что большинство изданы в блокадном Ленинграде. Они стали свидетельством мужества и самоотверженности ленинградцев: художников, печатников, работников типографий и издательств – всех тех, от кого зависело появление открытки в этот период.
Военная открытка, издававшаяся в блокадном городе, по-особому важна и дорога музею, ведь в ней нашла отображение та колоссальная работа по сохранению памятников, которую выполняли наши предшественники. Образ любимого города, не сдавшегося и непокорённого, его памятники, оберегаемые музейщиками и увиденные глазами блокадных художников, прекрасны и вечны.
Екатерина Шудрова