Николай Викторович Дыдыкин (1894-1975), родился в знаменитом Палехе, в семье потомственных художников. С детства впитавший традиционное русское искусство, Н.В. Дыдыкин стал известным скульптором и реставратором. Ещё во время службы в армии в 1920 г. молодой Николай Дыдыкин учился на курсах скульптора Матвея Генриховича Манизера (1891-1966). Позднее Дыдыкин участвовал в качестве помощника в работе над памятником В.Володарскому вместе с первым учителем Манизером (1925). Н.Дыдыкин закончил Петроградский художественно-педагогический техникум, где учился у скульптора Всеволода Всеволодовича Лишева (1877-1960). С середины 30-х молодой автор член Союза художников и участник выставок проектов. В дальнейшем Н.В. Дыдыкин стал скульптором-монументалистом, памятники установлены на его родине в Ивановской области, и в нашем городе.
Н.В. Дыдыкин автор замечательных произведений, в том числе памятника А.С. Пушкину (наб. реки Мойки, 12), вошедшего в коллекцию ГМГС. Этот памятник поэту стал самым знаменитым в творческом наследии мастера. В 1949-1950 гг. скульптурная модель представлена на конкурс для площади Искусств. Как известно, в итоге выбор пал на работу другого молодого автора, М.К. Аникушина. Работа Н.В. Дыдыкина носит камерный характер, эта скульптура терялась бы в масштабе открытого пространства площади. Для внутреннего двора на Мойке такое «негромкое» решение приемлемо.
Недавно мы писали о надгробном памятнике работы Н.В. Дыдыкина в Некрополе мастеров искусств. Портретный бюст оперного певца П.З. Андреева исполнен Дыдыкиным в 1941 г., бронзовая отливка в 1951 г. Невысокая гранитная колонна на постаменте увенчана бронзовым портретным бюстом. Актёр предстаёт в торжественно-возвышенном, антикизированном облике, в момент творческого вдохновения.
Жанр барельефного портрета известен давно, как и традиция помещать такие изображения на различных мемориальных сооружениях: надгробиях, монументах, памятных досках. В Санкт-Петербурге установлен ряд мемориальных досок с портретами, созданными Н. Дыдыкиным. В музее хранятся модели портретов с мемориальных досок Г.В. Плеханову, А.В. Суворову, В.А. Мичуриной – Самойловой, В.Я. Шишкову. Эти доски выполнены в мраморе в 1950-е гг. и относятся к коллекции мемориальных досок ГМГС.
Ещё один портрет профильный барельефный портрет – изображение А.А. Блока.
Портрет переведен в бронзу и установлен на надгробии Блока на Литераторских мостках. Памятник был установлен музеем к 25-летней годовщине смерти поэта 7 августа 1946 г на месте его перезахоронения со Смоленского православного кладбища, состоявшегося в 1944 г.
В фондах музея хранится погрудный портретный бюст А.А. Блока 1957 г., который был запечатлён на открытке, выпущенной издательством «Советский художник» в 1958 г. Узнаваем характерный облик поэта, одетого в рубашку с галстуком-бантом.
Необычный по материалу барельефный портрет М.Ю. Лермонтова из гранита выполнен скульптором для мемориальной доски поэту, она открыта в 1962 г. на Садовой улице, д.61.Профиль поэта из серого, не имеющего блеска гранита гармонично сочетается с красным полированным полем текстовой доски. Позднее, с 1960-х чаще начали использовать гранит, а портреты отливать в бронзе, например, на досках П.З. Андрееву и В.В. Лишеву. Воспринятая в юности любовь к классическому искусству, профессионализм определили суть творчества скульптора Н.В. Дыдыкина. Следование натуре, прежде всего, в передаче формы и востребованный XX веком реализм характерны для его лучших работ.
Е.В. Шудрова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда открытки