Памятники М.Ю. Лермонтову на музейных открытках

С момента появления почтовой открытки самой популярной стала видовая фотооткрытка, а самые частые «герои», запечатлённые фотографами, это памятники.

В эти октябрьские дни, когда вспоминают М.Ю. Лермонтова, предлагаем познакомиться с некоторыми из памятников поэту.

Кроме Санкт-Петербурга, ряд интересных мемориалов, посвящённых Лермонтову, находятся на Кавказе. В частности в г. Пятигорске, где в июле 1841 г. состоялась смертельная дуэль. Первым мемориальным местом Пятигорска, куда приходили почтить память поэта, стал «Грот Лермонтова». В 1837 г. М.Лермонтов написал картину «Вид Пятигорска», где изобразил этот, тогда безымянный грот. В 1860-е его уже называют Лермонтовским, поскольку считалось, что оттуда поэт любовался окрестностями.

На открытке начала 1930-х гг., изданной «Союзфото», Грот  с зарешёченным входом и доской над ним показан крупным планом. Забавной деталью в кадре, рядом с доской, на фоне неба выделяется голова козы, пасущейся на склоне – она кажется скульптурной деталью композиции.

С 1870 г. велись подготовительные работы – создание специальной комиссии, получение высочайшего разрешения, сбор средств, проектирование и конкурсы на создание памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске. Этот монумент по проекту скульптора А.М. Опекушина стал первым памятником Лермонтову в России.            Памятник открыт в 1889 г., он расположен в центре города, в небольшом сквере. Бронзовая скульптура сидящего с непокрытой головой поэта установлена на гранитном постаменте – скале, на камне выбита дата открытия «16 августа 1889 года».

Этот памятник сразу же стал достопримечательностью Пятигорска, был запечатлён фотографами и неоднократно воспроизводился на открытках. Первый период популярности курортов Кавказа совпал с  невероятной популярностью видовой, «туристической» открытки.

В нашем собрании одна из таких видовых открыток выпущена в 1910-х гг. фотографом-издателем И.П. Грековым из г. Ессентуки. К изначально чёрно-белой печати добавлен цвет, колоризация методом фототипии это распространённый приём тех лет. На фотографии памятник композиционно увязан с пятикупольным Спасским собором.

На чёрно-белой открытке 1920-х гг., выпущенной «Коммерческим агентством “Связь” НКП и Т», издательством «Возрождение» памятник в другом ракурсе, он вписан в пейзаж на фоне величественной горы.

Открытка 1953 г. (по фотографии знаменитого мастера Якова Николаевича Халипа) из комплекта «Кавказские минеральные воды» весьма живописна, облака и светотени окрашивают снимок романтическими мотивами в «лермонтовском» духе.

Цветные фотооткрытки 1980-х очень информативны, при достаточно высоком качестве печати позволяют рассмотреть не только детали, но и цвет, определять материал и всевозможные нюансы облика памятников – поэтому ценны в качестве иконографии.

В 1981 г. выпущена цветная открытка по фотографии Георгия Ильича Костенко, где крупным планом изображён монумент работы Опекушина.

В наши дни, когда путешествия по стране становятся всё более востребованными, видовая фотооткрытка обретает второе дыхание. И первый памятник Лермонтову вновь появляется на открытках, например, Северокавказским издательством МИЛ в 2021 г. выпущена цветная фотооткрытка (фотограф Леонид Лукашевич) с изображением сразу трёх достопримечательностей Пятигорска, связанных с именем М.Ю. Лермонтова. Кроме уже рассмотренного нами памятника с бронзовой фигурой, изображён  ещё один памятник – пирамидальный гранитный обелиск. Он установлен у подножия горы Машук, где уже во второй половине XIX в. на месте трагической дуэли устанавливались мемориальные знаки, правда, из недолговечных материалов.

Но в 1913 г., когда шла подготовка к празднованию столетия со дня рождения М.Ю. Лермонтова, решили создать постоянный памятник. Как и в Петербурге, автором проекта становится Б.М. Микешин. Позднее к первоначальному проекту добавляется ограждение вокруг обелиска, в виде соединённых цепями столбиков. По углам ограды восседают четыре каменных грифа. Ограждение спроектировано скульпторами Л.А. Дитрихом и В.В. Козловым, как и Микешин, они были участниками петербургского конкурса на памятник поэту.

Интересен фотоснимок для открытки 1930 г., где рядом с памятником изображены типичные «отдыхающие» – слева мать с ребёнком в белых панамах, с другой стороны «парочка» в светлых костюмах, подчёркивающих курортный загар. Открытка выпущена местным отделением издательства «Союзфото», на обороте штемпель: «Орджоникидзевский Крайфототрест, Пятигорск».

Фотограф Я. Халип на открытке из того же комплекта 1953 г. показал памятник на фоне облачного неба.

На цветной фотооткрытке 1968 г. (фотограф З.Федотова) можно близко рассмотреть скульптуры грифов.

Цветная фотография Г.Костенко напечатана на открытке 1978 г. «Геленджик. Памятник М.Ю. Лермонтову». Этот интересный монумент был создан по проекту ленинградского скульптора Леонида Михайловича Торича в 1956 г. Памятник, отлитый  из армированного бетона, вероятно, предполагалось перевести в бронзу.

Это лишь часть открыток, запечатлевших многочисленные памятники М.Ю. Лермонтову на территории нашей страны.

Е.В. Шудрова, ст. научный сотрудник Отдела памятников и мемориальных досок, хранитель фонда открытки

YouTube

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: