«Памятники не стоят на месте» Невский 19

22 августа 2024 – 6 апреля 2025

Памятник, монументальная скульптура, кажется предметом совершенно статичным. Разве что Медный всадник может разгуливать по городу, да и то — в поэме А. С. Пушкина. На самом деле монументальная и декоративная скульптура Петербурга покидает свои места довольно часто. Многие памятники после установки переносили из одной локации в другую или изначально задумывали не для той точки в городе, где они в итоге возведены. Не говоря уже о том, что скульптура создается в мастерской, отливается на заводе, а значит до установки переживает несколько перемещений. Не только памятники, но и городская среда в целом не являются статичными. Даже сложившийся ансамбль исторического центра Санкт-Петербурга продолжает развиваться и меняться вслед за изменением образа жизни и техническим прогрессом. Памятники следуют за динамикой городской среды, а значит не могут всегда оставаться на одних и тех же местах.

Выставочный проект рассказывает о причинах и последствиях всех видов передвижения городской скульптуры на нескольких примерах как знаковых, так и менее заметных монументов: памятников Александру III, А. В. Суворову, Ф. М. Достоевскому, А. С. Пушкину, С. Л. Перовской, М. И. Глинке, Н. А. Добролюбову, Обелиска «Румянцева победам», фонтанов-поилок Ж.-Ф. Тома де Томона и А. Н. Воронихина, скульптур быков В. И. Демут-Малиновского и других.

Скульптурные эскизы и модели, реставрационные материалы, исторические фотографии и документы позволяют проследить, как памятники уступали место магистралям, ставя жителей и власти перед дилеммой: красота или удобство, как исчезали из-за смены политического режима и отношения к исторической личности в обществе. Скульптура обретала новое удачное и пока постоянное расположение, передвигалась из-за личных пристрастий императоров, не выдерживала соседства с другими памятниками, срывалась с места из-за природных катаклизмов и перемещалась из-за бомбежек… Важны и невидимые передвижения, когда памятник физически остается на том же месте, но переходит от одного владельца к другому, что кардинально меняет условия его существования.

На выставке можно увидеть примеры того, как скульпторы и архитекторы мучительно выбирали место для памятника, стремясь к синтезу скульптуры и архитектуры, и как проходила примерка полноразмерных макетов памятников на местности. Отражена и одна из самых актуальных для Музея городской скульптуры тем — памятники, которые покидают привычные места из-за потребности в реставрации.

Режим работы и условия посещения выставки: Два этажа бывшего дома Строгановых были переданы Музею городской скульптуры весной 2021 года. Сейчас на Невском, 19 идет подготовка к ремонту. Посетить выставку можно 1-2 раза в месяц, бесплатно, по регистрации: https://nevskiy-19.timepad.ru/

Выставка проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Партнеры проекта: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив историко-политической документации Санкт-Петербурга, Российский государственный исторический архив, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей политической истории России, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей современной истории России, Реставрационная мастерская «Наследие», Реставрационная мастерская «Специалист».

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: