Биржевая пл.
Камберлен Ж., ск., Тибо Ф., ск. , Суханов С.К., кам., Тома де Томон Ж.Ф., арх.
1805 — 1810 гг. — строительство;
1810-1812гг.- отделочные работы, установка скульптур;
15 июля 1816 г. — торжественное открытие.
Пудостский камень, кирпич, медь, гранит.
Кирпичная кладка , рубка по камню. Каменотесные работы -скульптуры, ковка — якори, ростры, треножник-светильник.
Высота колонн — 29,5 м; наружный диаметр колонны — 3 м; высота скульптур — 4 м.
Ростральные колонны входят в архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, включающий здание Биржи со скульптурными композициями на фронтонах и монументальную пристань с пандусами — спусками к Неве, украшенными гранитными шарами и львиными масками на подпорной стене. Две колонны симметрично установлены на северной и южной сторонах Биржевой площади. Колонны венчают светильники в виде чаш на треножниках. На фустах (стволах) колонн расположены декоративные ростры с полу- фигурами наяд, чередующиеся с накладными якорями. У подножия колонн установлены массивные изваяния мужских и женских фигур. Традиционно считается, что они символизируют реки Волгу и Днепр — у северной колонны, Неву и Волхов — у южной.
Использование в оформлении колонн декоративных ростр (носов кораблей) восходит к античной традиции. В Древнем Риме победители с триумфом доставляли на Форум ростры с кораблей противника. Проект архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова, выполненный архитектором Ж.Ф.Тома де Томоном, утвержден 26 февраля 1804 г. Для ведения строительных работ создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложения невского берега камнем».
Закладка ансамбля состоялась 23 июня 1804 г. Из разобранного здания Биржи, строившейся в 1780-х гг. по проекту Д.Кваренги, использовано около двух миллионов штук кирпичей, что составляло примерно четвертую часть материала, необходимого для строительства нового здания. На подрядах активно работали каменотесы артели Самсона Суханова. Этой же артелью произведена вырубка скульптур из пудостского камня «Невы», «Волхова» и «Волги» — по моделям Жака Тибо, «Днепра» — Жозефа Камберлена. Ростры и якоря изготовили кузнецы Шипов, Васильев и Корольков. В основном работы по сооружению ансамбля завершены к 1811 г., но из-за начавшейся войны с Наполеоном открытие, носившее «характер народного праздника», произошло лишь через пять лет. Изначально, до 1837 г., колонны служили маяками Петербургского торгового порта, причалы которого располагались на Малой Неве. В 1896 г. на Ростральные колонны подвели электричество,установили прожекторы, но из-за дороговизны такого освещения вскоре от него пришлось отказаться. Лишь в 1947 г. вновь проведено электроосвещение колонн. Через 10 лет на колоннах впервые зажжены газовые факелы. Новые газовые светильники появились в 1982 г.
В годы Великой Отечественной войны колонны не были укрыты. Значительных повреждений не получили. К началу 1990-х гг. состояние скульптур из пудостского камня приблизилось к катастрофическому. Наряду со сложными экологическими условиями, интенсивным движением транспорта, способствующим разрушению камня, и многочисленными актами вандализма причиной тяжелого состояния скульптуры явились их конструктивные особенности. Блоки камня были скреплены пиронами из черного металла, значительно коррозированными. В 1998—1999 гг. проведена капитальная реставрация колонн и скульптуры, для чего применялись специально разработанные современные методики.