В фокусе. Памяти Константина Симуна. К 90-летию со дня рождения

Константин Михелевич Симун родился в 1934 году в Ленинграде. Учился в Ленинградском художественно-педагогическом училище им. В.И. Сычева, в Государственном художественном институте Эстонской ССР в Таллине. В 1953 году поступил в Институт им. И.Е. Репина, на факультет скульптуры. Его преподавателями были И.В. Крестовский и М.А. Керзин. В 1957 году Симун был отчислен из Института за «формализм» или «за упорное нежелание следовать требованиям школы в работе над этюдом».

Уход из института совпал с началом формирования нового отношения к скульптурному языку. Работа в пределах натурной формы перестала вполне удовлетворять Симуна, хотя в диапазоне возможностей такого творчества он сделал немало интересных произведений. Еще в 1956 он вылепил обнаженного мальчика с закинутыми за голову руками, которого воспринимают чуть ли ни дословной репликой Матвеева, творческий метод и особенности личного дарования которого определили  стремление многих скульпторов этого времени.

Начиная с «Мальчика» 1956 года и до середины 1960-х К. Симун создает серию произведений, в которых тематизируется органика матвеевского формообразования: прорастание формы изнутри, преодоление жесткой силуэтности текучестью пространственных планов, что особенно было выражено в портретах. В это время Симун много работал с натуры, ему позировали врачи с больницы им. Мечникова, продавщицы, матросы, солдаты. 

Многие модели того времени впоследствии послужили моделями для работ в различных материалах: скульптуры матросов – для кирпичных матросов и работ из кованого железа, портреты – для гранитных портретов.

Кирпичные матросы – первая скульптура, созданная не в традиционном материале, с этого времени Симун увлеченно работает с различными  материалами, среди которых – стекло и кирпич, листовая медь, сварная сталь, шамот, керамика с глазурью.

Кроме тяги к работе в различных материалах, характерным признаком этого периода является особое отношение к проблеме пространства в скульптуре. Интерес к ней возник в конце 1950-х. К. Симун начал с рельефов из гипса и шамота, затем перешел к прорезным пластинам-рельефам, дальше – к круглой скульптуре из гипса, иногда разрывая и распластывая форму. Этот интерес привел скульптора к листовой меди и сварному железу, и это материалы помогли создать ему интересные пространственные построения в ряде композиций.

В фондах ГМГС хранится работа, созданная из листовой меди – это абстрактная композиция «Пабло Казальс», посвященная испанскому виолончелисту, композитору, дирижеру.

В 1965 году Симуну удалось осуществить проект памятника, который долгое время являлся единственным произведением современного монументального искусства в нашем городе.

«Разорванное кольцо» мемориал, входящий в Зеленый пояс Славы Ленинграда, расположен на западном берегу Ладожского озера. Был открыт 29 октября 1966 года.

Разорванное кольцо К.М. Симуна – попытка оторваться от фигуративности, один из удачных примеров символического истолкования архитектурных форм.

Бетонная, как бы разорванная на две части арка установлена на площадке в том месте, где начиналась ледовая «Дорога жизни» по Ладожскому озеру. Архитектурными средствами создан сложный ассоциативный образ. Разъединенная арка сразу же вызывает представление о прорыве блокады. Но кроме этой непосредственной и самой близкой ассоциации зритель одновременно воспринимает и саму арку как художественную ценность. Она тонка, изящна, высота ее около семи метров при достаточно большом пролете в четырнадцать метров. И эта легкость бетонной конструкции, восходящей по своей сути к многовековой традиции триумфальных арок, сообщает всему сооружению  элемент торжественности, победного триумфа.

Вот как сам скульптор описывал работу над мемориалом:

«На общественных началах стал участником проекта «Зеленый пояс Славы», посвященного обороне Ленинграда. Каждому району города был отведен определенный участок «пояса», Калининскому (где находилась мастерская скульптора) – Вагановский спуск на Ладожском озере, где во время Блокады начиналась Дорога жизни.

Условия проекта были необычны – не было драконовских художественных советов, судьбу работы решали только партийные и административные начальники района. Они и отвезли на «Черной Волге» двух скульпторов – Симуна и Калинина, и архитектора Филиппова к месту будущего памятника.

Выйдя из машины, я увидел дорогу из розоватого булыжника, уходящую под воду, линию горизонта – серые вода и небо – и параллельную ему полосу унылого берега.  В. Филиппов прошел по дороге, остановился посередине нее вблизи озера и сказал уверенно: «Здесь нужно поставить такое», показав рукой вертикаль.

Я молчал, но когда сели в машину, я уже знал решение памятника, мгновенно.

В тот же день сделал модель из пенопласта. Показал архитектору – Филиппову понравилось, и он сделал с модели архитектурный чертеж».

Решение Симуна районные начальники приняли.

Модель памятника «Дорога жизни», переданная в дар музею самим скульптором, была выполнена из гранита уже в 2000-е годы.

В 70-е  годы приходит признание заслуг молодого художника, в 1972 году он принимает участие в выставке группы «Одиннадцати». Среди участников было десять живописцев и один скульптор – Симун. Данную выставку называют этапной, так как она «проделала огромную брешь» в идеологических установках того времени.

В 1981 и 1982 гг. в Ленинграде состоялось два заказных тура конкурса на памятник М.В. Ломоносову для Университетской набережной. Выставки конкурсных проектов проходили в Доме Политпросвещения и в Центральном выставочном зале. Скульптором К.М. Симуном были представлены встречные проекты памятника М.В. Ломоносову.

Он предложил необычный вариант решения памятника. Учитывая достижения Ломоносова в различных науках и ремеслах, среди которых были минералогия и стеклоделие, скульптор разместил фигуру учёного на постаменте в виде блока литого граненого стекла. В итоге, в конкурсе победил консервативный проект памятника работы скульпторов В. Д. Свешникова и Б. А. Петрова. В музее городской скульптуры хранится вариант конкурсного проекта памятника, созданный К. Симуном в 1986 году.

В 1988 в связи с трагическими событиями в семье, Симун переезжает в США. Там он работает в основном с готовыми объектами, предметами “бывшими в употреблении” (в 90-е создает несколько крупных монументов, реализованных в материале) и одновременно продолжает эксперименты в традиционных жанрах.

Среди этих работ, скульптура, выполненная в бронзе “В честь переименования Ленинграда в Санкт-Петербург”. Барочная, экспрессивно развивающая идею Фальконе, включающая в себя, в том числе и элементы “разорванного круга” – знакового образа для скульптора, трансформирующегося в течение всего его творчества.

“Эту работу я сделал и отлил в бронзе в г. Бостоне (США). Вряд ли бы я сделал её в России – я думаю, что вдали от неё мысли и чувства обостряются. В моей работе есть скачущий всадник Петр I, а богиня Невы вдохновляет всадника, поддерживая его и направляя вперед.  Ноги всадника уходят в тело коня, который олицетворяет Россию. Змея, взвившаяся вверх – символ отрицательной силы. Правая рука всадника, напоминающая кораблик, как бы держит направление – траекторию пули, стремящуюся уничтожить змею. Однако это невозможно, ибо это – дорога жизни. Вся эта композиция создает состояние стремления, восторга, страсти до боли.

А если помечтать?! где поставить такой монумент? Конечно, на противоположном от памятника Фальконе берегу Невы. Быть может на том месте, где ранее планировали строить башню Газпрома”.

К этому же ряду работ относится “Пискарёвская мадонна”, начатая в 1957 и законченная лишь в 2006 году.

Фигура сидящей женщины с маленьким ребенком на коленях. Вокруг скульптуры колючая проволока, укрепленная на мраморном основании. Тот же самый мотив круга здесь выступает в качестве нимба. Название работы объясняется тем, что мастерская К.М. Симуна находилась вблизи Пискаревского кладбища – первоначально она называлась «Блокадная мадонна».

К.М. Симун никогда не терял связь с Россией, регулярно приезжал в Санкт-Петербург, участвовал в выставках и различных проектах, так в 2002 году он представил на конкурсе необычный вариант решения памятника И.А. Бродскому, а в 2004 году была установлена композиция, посвященная поэту, во дворе Филологического факультета СПБГУ.

Работы К.М. Симуна часто становятся экспонатами временных выставок в нашем музее, а композиция “В честь переименования Ленинграда в Санкт-Петербург” является частью постоянной экспозиции «Монументальная скульптура Петербурга».

В подготовке публикации использованы следующие материалы:

  1. Боровский А. Кандид или простодушный Симун. Силуэты современных художников. СПб, 2003.
  2. Константин Симун. Альбом / [авт. текстов: Екатерина Андреева и др.]. СПб, 2009.
  3. Мантурова Т.Б. Скульптура Ленинграда сегодня//Искусство. 1967. №5.
  4. Светлов И.Е. О советской скульптуре 1960–1980 гг. Очерки. М., 1984
  5. Симун. Скульптура, объекты, рисунки. К выставке в Государственном Русском музее. СПб, 2004.
  6. Скульптор Константин Симун //Декоративное искусство. 1990. №6.

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: