Архитекторы: Кваренги Дж., Стасов В.П., скульпторы: Демут-Малиновский В.И.,
Пименов С.С., Клодт П.К., Крылов М.Г., Токарев Н.А., Леппе И., Теребенев И.И.
1814 г. — деревянные ворота по проекту Д. Кваренги.
1834 г. — ныне существующие ворота по проекту В. П. Стасова.
Гранит, кирпич, листовая медь, бронза, черницкий камень
Общая высота ворот — 31 м.
Ширина ворот — 22 м.
Ширина торцевой стороны ворот — 7 м.
Диаметр колонн — 1,4 м.
Высота колесницы со статуей Победы — 7,6 м.
Высота статуи Победы — 5,1 м.
Высота коней — 4,5 м.
Высота воинов — 4, 1 м.
Высота постаментов под фигурами воинов — 1,45 м.
После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года для встречи русских воинов победителей решено было соорудить триумфальную арку у въезда в столицу. Осуществить этот замысел поручили Д.Кваренги. Архитектор разработал два варианта: один в виде пропилей с дорическими колоннами, другой вариант представлял собой творческую вариацию арки Тита в Риме. Осуществлен арочный вариант проекта.
Сооружение деревянных Триумфальных ворот на Петергофской дороге (несколько севернее городской заставы) завершено к 30 июля 1814 года. Скульптурный декор ворот (из гипса) выполнен по моделям И.И.Теребенева. Для встречающих у арки был устроен амфитеатр.
Исполненные из недолговечных материалов, триумфальные ворота довольно скоро начали ветшать. По инициативе петербургского дворянства, выразившего желание увековечить их в постоянном материале, в 1824 г. под председательством М.А.Милорадовича был создан Комитет. Александр I распорядился для сооружения ворот использовать 400 тысяч рублей, завещанных генералом Ф.П.Уваровым на памятник в честь Гвардейского корпуса. Полагалось возвести новую триумфальную арку на берегу речки Таракановки, на месте старых гранитных городских ворот. Комитет постановил полностью повторить проект Д.Кваренги, лишь увеличив ширину пролета с 8 аршин до 10 (что позволял фундамент старых ворот).
Внезапная смерть Александра I и события 25 декабря 1825 года приостановили подготовку к сооружению ворот. В 1827 г создан новый Комитет по строительству триумфальных ворот, который официально пригласил архитектора В.П. Стасова. Торжественная закладка памятника состоялась 17 августа 1827 года — в годовщину Бородинской битвы. Ворота сооружались по проекту Стасова (очень близкому к проекту Кваренги) с шириной пролета 12 аршин или 8,58 м. Длительное время обсуждался вопрос о том, в каком материале создавать новую триумфальную арку. 21 мая 1830 г. утверждено предложение В.П.Стасова о сооружении их из кирпича, облицованного медными листами, на гранитном цоколе. Скульптурный декор также решено исполнить из листовой меди. В сравнении с проектом Кваренги сокращалось количество скульптур на памятнике: вместо 6 первоначальных — 4 фигуры воинов, 8 фигур гениев Славы вместо 12 на старых воротах, барельефы на пилонах заменялись надписями. К началу августа 1831 г. кирпичная основа ворот была возведена и Александровский чугунолитейный завод приступил к изготовлению медного убранства ворот. По моделям В.И.Демут-Малиновского исполнены колесница и фигуры воинов, статуя Победы — С.С.Пименов, фигуры гениев Славы над колоннами — Н.А.Токарев, барельефы летящих Слав — И.Леппе.
Триумфальные ворота, облицованные медными листами, покрыты прозрачным вареным лаком. Все работы по сооружению ворот завершены 19 августа 1833 г. Торжественное открытие триумфального монумента состоялось 17 августа 1834 г. К этому дню по инициативе А.Н.Оленина была выбита бронзовая медаль с изображением Нарвских ворот, исполненная Ф.И.Толстым.
Памятник Нарвские Триумфальные ворота передан в ведение Государственного музея городской скульптуры на основании решения Президиума Ленинградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 14.07.1939 года, протокол № 202, с 1939 г. является музейным предметом, входит в состав Музейного фонда Российской Федерации и зарегистрирован в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
В 1978 г. постановлением Главного управления культуры Ленинграда было решено создать внутри памятника экспозицию, посвященную Отечественной войне 1812 г. и истории создания триумфальных ворот, а в 1980 г. в Государственном музее городской скульптуры появился новый отдел – «Нарвские Триумфальные ворота». При этом сам памятник продолжает находиться на музейном учете.
Последняя полная реставрация Нарвских Триумфальных ворот была закончена в 2004 г. Исполнителем работ — ООО «Интарсия» проведены работы по реставрации внешней и внутренней отделки ворот.
Являясь одновременно объектом культурного наследия федерального значения, выдающимся произведением архитектуры и скульптуры, музейным предметом фонда «Памятники города», а также самостоятельным выставочным пространством, Нарвские Триумфальные ворота представляют собой уникальный для Санкт-Петербурга объект.