Николаю I (1796 — 1855). Исаакиевская пл.

Императору.
Скульпторы: Клодт П.К., Залеман Р.К., Рамазанов Н.А., архитекторы: Бонштедт Л.Л., Вейгельт Р. К.
25 июня 1859 г.
Бронза, мрамор, гранит. Общая высота памятника — 16,2 м; высота конной статуи — 6 м; высота от плинта до темени всадника — 5,75 м; высота плинта — 0,21 м; высота постамента — 10,3; высота скульптур на постаменте — 3 м.

В феврале 1856 г., в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование монумента. Архитектору О.Монферрану было поручено представить «соображения о памятнике Николаю I». Проект Монферрана утвержден в мае 1856 г. Через месяц определено место установки памятника: напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.

По рисунку Монферрана скульптор Р.К.Залеман выполнил модель памятника «в 1/8 натуральной величины со всеми архитектурными частями и украшениями». Конную статую Николая I создал скульптор П.К.Клодт, выполнивший не только модель уникальной скульптуры, имеющей всего две точки опоры — задние ноги коня, но и осуществивший ее бронзовую отливку в литейной мастерской Академии художеств. Автором рисунков и моделей аллегорических женских скульптур: Правосудия (с весами), Силы (с мечом), Мудрости (с зеркалом) и Веры (с крестом и Библией), имеющих портретное сходство с императрицей Александрой Федоровной и дочерями Николая I — Марией, Александрой и Ольгой, стал скульптор Р.К.Залеман. Он же является автором горельефа на постаменте «Награждение Николаем I графа М.М.Сперанского за окончание полного Свода Законов 1832 г.» и геральдических композиций на постаменте памятника. Аллегорические скульптуры, горельеф и детали для постамента отливали в Гальваническом литейном заведении герцога М.Лейхтенбергского. Там же отлит горельеф «Открытие Веребьинкого моста на Николаевской железной дороге 1851 г.».

Рисунки и модели горельефов «Открытие Веребьинского моста на Николаевской железной дороге 1851 г.», «Николай I передает государя наследника Лейб-гвардии Саперному батальону 14 декабря 1825 г.», «Николай I на Сенной площади во время холерного бунта 1831 г.» исполнены скульптором Н.А.Рамазановым. Два последних горельефа были отлиты в бронзе под руководством П.К.Клодта в мастерской Академии художеств. По замыслу О.Монферрана в ансамбль памятника входили фонари-торшеры со светильниками, декорированные бронзовыми двуглавыми орлами. Фонари выполнены по проекту архитектора Р.К.Вейгельта в 1859–1860 гг., орлы исполнены скульптором П.К.Клодтом. Фонари-торшеры отливались в Гальваническом заведении герцога М.Лейхтенбергского, там же была выполнена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л.Л.Бонштедта и установленная вокруг памятника в 1860 г.

Памятник был передан в ведение Государственного музея городской скульптуры на основании решения Президиума Ленинградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 14.07.1939 года, протокол № 202, с 1939 г. является музейным предметом, входит в состав Музейного фонда Российской Федерации и зарегистрирован в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Решетка была утрачена в 1940-х гг. Разрозненные детали ограды сохранились в фондах Государственного музея городской скульптуры и позже стали основой для воссоздания ее.

В годы Великой Отечественной войны памятник был укрыт футляром из досок, заполненным стегаными матами с песком. Ступенчатый стилобат засыпан песком. Фонарные столбы не укрывались, но светильники и декоративные кронштейны хранились в музее. В годы войны памятник не пострадал. В марте 1945 г. сняты укрытия памятника, в 1946 г. проведена реставрация и электроснабжение фонарей.

Последняя полная реставрация памятника Николаю I проведена в 2018-2021 гг. Исполнителем работ ООО «РМ «Наследие» проведено исследование состояния скульптуры и постамента, выполнена тщательная реставрация с воссозданием утраченных деталей памятника, постамента, ограды и четырёх фонарей, выполнена подземная подводка электричества к фонарям.

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: