110 лет назад родился Василий Гаврилович Стамов (1914-1993), один из незаурядных ваятелей, ученик выдающегося скульптора и педагога А.Т. Матвеева, создавшего особое направление в советской скульптуре, известное как «матвеевская школа».
В.Стамов уроженец Крыма, в начале 1930-х, будучи уже взрослым, работая сталеваром, занимается в кружке ИЗО, получая там первый творческий опыт.
Его дальнейшая жизнь связана с Ленинградом, куда будущий скульптор приехал учиться в 1935 г. С перерывом на время Великой Отечественной войны Стамов учится в Академии художеств, занимаясь в мастерской А.Т. Матвеева. Для учеников Матвеева его произведения были живой классикой, став «школой пластического пространственного мышления».
После окончания Академии, в 1947 г. Стамов поступает на работу на фарфоровый завод им. Ломоносова (ЛФЗ) где совершенствуется, как мастер.
В дальнейшем В.Г. Стамов пробует себя как скульптор монументальной пластики, становясь участником ряда крупных ленинградских конкурсов на памятники. Среди которых памятники А.М. Горькому (1954), М.В. Ломоносову для Менделеевской линии (1981), П.И. Чайковскому и других. В фондах нашего музея хранятся уникальные проектные материалы с моделями В.Г. Стамова.
В коллекции ГМГС «Памятники города» две бронзовых скульптуры В.Г. Стамова, установленные в Александровском парке (б. парк им. В.И. Ленина) на Петроградской стороне.
«Девушка с голубем» выполнена в 1970 г. На высоком цилиндрическом постаменте установлена скульптура девушки, внимательно и с надеждой смотрящей на птицу, готовую выпорхнуть из её рук. Наверное, первая ассоциация при взгляде на эту работу Стамова связана с голубем – символом мира на Земле, и эта символика так понятна. Поза девушки, разворот рук и балансирование тоже символичны – мир хрупок и его надо беречь. Эта романтичная скульптура, словно олицетворение всего светлого, чистого и юного.
Вторая скульптура, названная автором «Алёнушка», появилась в ансамбле парковой скульптуры относительно недавно, в 1991 г. Крупно взятая фигура сидящей обнажённой модели показана в сложном движении – ноги согнуты в коленях, к одному из них склонилась её поникшая голова. Руки охватывают колено, лицо повёрнуто в сторону. Поза девушки живо напоминает композицию знаменитой одноимённой картины В. Васнецова. Творческие поиски композиции начались ещё во времена работы В.Стамова на ЛФЗ. В Эрмитаже находится фарфоровая скульптура Стамова «Отдых», датируемая 1950-70 ми, схожая пластическим решением с бронзовой «Алёнушкой».
Одним из интереснейших экспонатов музейного некрополя «Литераторские мостки» является надгробный памятник скульптора Л.В. Шервуда. Скульптура выполнена В.Стамовым в 1980 г.
В музейном фонде хранится открытка, с изображением скульптуры «Утро», выполненной Стамовым в 1960 г. «Светящаяся» на тёмном фоне обнажённая женская фигура – классический мотив ваяния. Коленопреклонённая фигура с закинутыми за голову руками весьма традиционный сюжет, в исполнении скульптора, преемника «матвеевской» традиции, дышит особым лиризмом и гармонией.
Открытка выпущена издательством «Художник РСФСР» к проводимой в Москве в 1960 г. выставке «Советская Россия», где экспонировалась эта работа скульптора.
Стремление к идеалу и поиски гармонии характерны для творчества замечательного мастера, скульптора В.Г. Стамова, а его произведения в нашей музейной коллекции полностью созвучны этим высоким мотивам.
Екатерина Шудрова