К 320-летию со дня рождения Ивана Ивановича Бецкого

Значение личности Бецкого несомненно велико, его многогранная деятельность оставила большой и яркий след в истории русской культуры.

Как директор Канцелярии от строений Бецкой проявил завидную энергию. Планомерная застройка Петербурга, создание ряда учреждений, памятников – все это в царствование Екатерины II проходило под непосредственным наблюдением и во многом по инициативе Бецкого.

Разумеется, основная деятельность Бецкого – это деятельность реформатора учебных заведений, деятельность педагога, практика и теоретика.

Иван Иванович Бецкой родился в Стокгольме 3 февраля 1704 года. Его отец, генерал-фельдмаршал князь Иван Юрьевич Трубецкой, был взят в плен шведами в битве при Нарве и как военнопленный поселился в Швеции. Там он сочетался тайным браком с баронессой Вреде, которая родила ему сына. Фамилию Бецкой Иван Иванович получил по распространённой традиции давать незаконным, но признанным детям фамилию отца без первого слога.

Раннее детство Бецкой провел в доме своего деда – барона Вреде. В 12 лет был отдан в Копенгагенский кадетский корпус, который с успехом окончил. В 1718 его отец получил возможность вернуться из плена на родину, а Иван Иванович остался завершать образование. Он поступил на службу в кавалерийский полк Датской гвардии, но несчастный случай заставил его отказаться от военной карьеры. Затем долго путешествовал по Германии, слушал курс в Лейпцигском университете и одновременно с этим основательно знакомился с учебными заведениями Германии.

В 1721 году Бецкой, блестяще образованный молодой человек, приехал в Россию, обратил на себя внимание Петра Великого и сразу получил службу в коллегии иностранных дел. Прекрасное знание нескольких языков быстро позволило ему продвинуться по карьерной лестнице. В 1722 году он уже секретарь русского посла в Париже. Затем исполняет обязанности кабинет-курьера, путешествуя в Берлин, Вену, Париж. С 1730 по 1741 живет в доме отца в Петербурге. Во время дворцового переворота 1741 г. Бецкой поддерживал Елизавету Петровну и «находился неотлучно при государыне, как один из наиболее преданных ей людей». В благодарность за верность получил орден Святой Екатерины.

В 1747 году Бецкой по состоянию здоровья уходит в отставку генерал-майором и снова отправляется путешествовать. Он знакомится с идеями энциклопедистов и других европейских мыслителей. Изучает благотворительные, учебные и другие общественные учреждения, педагогические воззрения и методы крупнейших деятелей культуры Франции, Германии, Австрии. За это время у Бецкого зародились основы тех начинаний, который он впоследствии претворит в жизнь в России.

В 1762 году Бецкой был вызван Петром III в Петербург и назначен на должность главного директора Канцелярии от строений. Во время царствования императрицы Екатерины II Бецкой активно занялся подготовкой учебных реформ.

Представленный Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей получил силу закона. Он был опубликован под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей, свободных от недостатков общества», из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети с 10-15 летнего возраста должны были пребывать в течение 10-15 лет в полной изоляции от «окружающей их беспросветности». Этой цели и были подчинены, организованные впоследствии по инициативе Бецкого, воспитательные учреждения.

3 марта 1763 г. И.И. Бецкой сменяет И.И. Шувалова на посту президента Академии Художеств. Затем становится главным попечителем Московского воспитательного дома, созданного по его инициативе. В 1764 году по его же инициативе при Смольном монастыре возникает «Воспитательное общество благородных девиц». В 1770 году был устроен Санкт-Петербургский Воспитательный дом,  который также был в ведении Бецкого.

31 августа 1795 г. И.И. Бецкой умер и был погребен в Благовещенской усыпальнице.

Вероятно, вскоре после погребения, на месте его захоронения был поставлен надгробный памятник, имеющий форму усеченной пирамиды, которая как бы полускрыта в стене, к которой примыкает. Пирамида облицована пластинами полированного известняка.

Пристенная плоская пирамида является одной из характерных форм надгробия последней четверти XVIII столетия. Подобная форма, восходящая к Древнему Египту и античности, нашла свое применение и использование в работах многих мастеров русской скульптуры конца XVIII – начала XIX столетия. Чрезвычайно редка форма пирамиды с одним барельефным изображением покойного. Примером такого памятника являются два однотипных надгробия И.И. Бецкого и И.И. Шувалова в «палатке» Благовещенской усыпальницы. Поскольку деятельность этих сановников связана с Академией художеств, есть основания полагать, что памятники делались одновременно, по проекту, разработанному в Академии.

Надгробие И.И. Бецкого сохранилось до нашего времени с некоторыми утратами. По фотографии 1904 г, опубликованной в кратком биографическом очерке М.В. Анненского «Бецкий, друг человечества» и фотографии 1913 г. из архива ЦГАКФФД СПб можно судить о первоначальном облике памятника. Над пирамидой, на своде стены, была помещена деревянная доска зеленого цвета с надписью золотыми буквами церковнославянского шрифта: «Блаженны яже избрал и приял еси Господи и память их в род и  род».[i] Ниже, на той же стене, вплотную к верху пирамиды, располагалась деревянная пышная золотая резьба: окруженное облаками сияние,  в центре – образ Иоанна Предтечи, писанный на холсте.[ii]

В облаках, обрамляющих сияние, были вырезаны фигуры четырех парящих херувимов, расположенных симметрично: два по центру – на уровне образа, два выше – на уровне концов лучей сияния.

На верхней части пирамиды сохранились отверстия в камне, в которые очевидно были вставлены литеры. Надпись была утрачена до 1904 г. и на имеющихся архивных фотографиях ее нет. Можно предположить, что надпись содержала фамилию покойного.

На лицевой стороне пирамиды укреплены медальоны, представляющие собой вольную реплику аверса и реверса почетной золотой медали, выбитой в честь Бецкого в 1772 г. и торжественно поднесенной ему на заседании Сената. На аверсе (слева) барельефный портрет с надписью по кругу: Иван Иванович Бецкой; на реверсе (справа) – фигура сидящей женщины в покрывале, протягивающей руки к двум детям. Справа от нее, немного в глубине, изображена пирамида, на которую два купидона вещают коронованный щит с вензелем И.И. Бецкого – «J.B.». Сзади  на фоне – массивное здание с двумя куполами. Слева от женской фигуры на переднем плане изображены аист и слон.  По кругу, так же как и в предыдущем барельефе, дана надпись накладными литерами: «За любовь к отечеству. От Сената 20 ноября 1772 года».

Под медальонами на белой мраморной доске вырублена надпись:

 Что заслужил в своих  полезных днях, да будет памятник и в поздних то веках.[iii]

и ниже тот же текст на латыни: QUOD AEVO PROMERUIT AETERNE OBTINUIT.

Еще ниже, на этой же доске:

Родился в Стокгольме 3 февраля 1704 года, Скончался в С-Петербурге 31 августа 1795  года.                                           

Вернемся к аллегорической композиции, изображенной на одном из медальонов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что фигура женщины под вуалью является здесь олицетворением благодарности с ее эмблемами – аистом и слоном.

В книге  «Емвлемы и символы избранные…» встречается трактовка этих символов, так «аист или стерк означает благочестие, кротость, любовь, почитание к родителям и благодарность, слон – означает вечность, иногда величайшую власть». Далее дано толкование изображения женщины в покрывале: «Благочестие изображается в виде сидящей жены, покрытой длинным покрывалом, иногда наподобие молящейся с распростертыми руками, иногда держащей в одной руке храм, а в другой сосуд с курением, иногда в правой руке рог изобилия и левая лежащею на голове младенца. У ног ее птица Аист на одной ноге изображается. Иногда сидящею под большим покрывалом…в левой руке шар или младенец, у ног ее стоящие малые дети». Таким образом, на оборотной стороне медали аллегорически изображены благочестие, благодарность и вечность.

Купидоны в данной композиции указывают на славу Бецкого как деятеля культуры и искусства, стяжавшего лавры и благодарность потомства, будучи президентом Академии Художеств.

Изображенное в  глубине композиции здание – здание Московского воспитательного дома, инициатором создания которого и главным попечителем был И.И. Бецкой.


[i] Описание цвета дано по книге М.В. Анненского.

[ii] По поводу образа мнения исследователей расходятся. М.В. Анненский называет «Образ Спасителя», тогда как в более ранних изданиях, таких как Ю.Б. Иверсена «Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц» и в книге П.Н. Петрова «Материалы по изучению императорской Академии Художеств» указывается образ Иоанна Предтечи.

[iii] Стихотворный перевод эпитафии приписывается авторству Г.Р. Державина, также сочинившего стихотворение «На кончину благотворителя».

Екатерина Апраксина-Сырская

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: