К 150-летию со дня открытия памятника адмиралу И.Ф. Крузенштерну.
Лучшим произведением скульптора Ивана Николаевича Шредера по праву считается памятник Ивану Федоровичу Крузенштерну. Это один из самых выразительных и запоминающихся образов в петербургской пластике, установленный на Васильевском острове в 1873 году. В эпоху демократических перемен, произошедших в России XIX века появляются памятники выдающимся личностям, прославившим страну. Одним из них был мореплаватель, адмирал Крузенштерн, первым из россиян совершивший кругосветное плавание. Оно началось в 1803 году на шлюпе «Надежда» и длилось почти три года. Много сил положил Крузенштерн на организацию русских арктических и антарктических экспедиций. Он был одним из членов – учредителей Русского географического общества и членом многих иностранных научных обществ. Заслуги адмирала были огромны, и в 1869 году, в ходе подготовки празднования 100-летнего юбилея со дня рождения И.Ф. Крузенштерна, решено установить ему памятник. 19 мая 1869 г. был начат сбор средств на сооружение, тогда же организован комитет.
Торжественное открытие состоялось 6 ноября 1873 года. Памятник установлен на набережной Лейтенанта Шмидта (ранее Николаевской), на спуске к Неве напротив Морского кадетского корпуса (ныне это «Санкт-Петербургский военно-морской институт») воспитанником которого, а с 1827 по 1842 г. директором, был Крузенштерн. Памятник Крузенштерну удачно вписан в архитектурный ансамбль здания кадетского корпуса и спуска-причала с лестницей, ведущей к воде. Эта составная часть Николаевской набережной была построена в 1847- 1852 годах.
Поставленная на высоком и узком постаменте лицом к набережной и спиной к Неве, статуя адмирала воспринимается на фоне неба при любом освещении. Движение облаков придает памятнику дополнительную экспрессию. Силуэт его графичен и четок; выразительны боковые ракурсы: монумент чрезвычайно живописен. Изображение этого памятника выглядит достойно в ряду с «Медным всадником», памятником Николаю I и другими как одна из достопримечательностей Петербурга.
Живописна и сама пространственная среда, окружающая памятник. Петербург второй половины XIX был важнейшим портом России, вся его жизнь была тесно связана с морем, флотом. Поэтому вполне закономерно, что техническое развитие морского флота сказалось на облике города. Рукотворная составляющая среды значит здесь не меньше, чем природная. Фон памятника Крузенштерну – Нева со всеми ее особенностями городской магистрали. Лодки, баржи, яхты, о которых мы читаем в мемуарах и видим позади монумента на старых снимках, ушли в прошлое вместе с эпохой. В наши дни «морской» мотив фона поддерживается линией застройки противоположного берега, а именно характерными очертаниями кранов Адмиралтейского завода, уводящими взгляд в сторону дельты, к заливу. Но и современные суда и круизные теплоходы, часто стоящие у причальной стенки набережной, тоже определяют настроение окружающего памятник пространства.
Как ни странно, памятник Крузенштерну не слишком часто становился объектом интереса светописцев-фотографов. Первые известные нам открытки с изображением этого памятника появляются на рубеже веков, в 1903, 1909 гг. В фонде открытки музея хранится репринтное издание одной такой открытки, первоначально выпущенной издательством «Шерер, Набгольц» в год 200-летия Санкт-Петербурга. В наши дни она переиздана в серии «Образы старого Петербурга» в 1990 г. в комплекте открыток из коллекции знаменитого филокартиста Н.П. Шмитт-Фогелевича.
В советское время памятник Крузенштерну тоже появляется на открытках нечасто. В нашем собрании хранится лишь несколько экземпляров 1960-х-2000х гг. Даже сейчас, когда обилие издательств и издателей, технических возможностей неисчерпаемо, изображение этого живописного романтического монумента по-прежнему непростительно редко печатают.
Пока памятник И.Крузенштерну ждёт фотографов и издателей, предлагаем познакомиться с предметами фонда открытки ГМГС.