В Новом Выставочном зале Государственного музея городской скульптуры работает выставка «Город мой непостижимый…», посвященная 140-летию со дня рождения Александра Блока.
Для Блока Петербург – это белые ночи, туманы, бледная заря, широкая полноводная Нева, свежий морской ветер, дворы-колодцы, «ледяная рябь канала», «снежная вьюга»… Все это Петербург. Поэт любил и великолепно знал свой город – и не только его центральные улицы и площади, но и «самые глухие его уголки и все ближайшие окрестности»: Озерки, Парголово, Сестрорецк, Шувалово…
На выставке впервые во всей полноте представлена графическая серия Виталия Тамбовцева «Город Александра Блока», состоящая из 14 цветных автолитографий. Этот цикл литографий вобрал в себя многие творческие и жизненные вехи поэта, его любимые места Петербурга. Открывает цикл лист «Римская скамья» – в Шуваловском парке: «…страшно люблю Шуваловский парк, как будто это – второе Шахматово …». Литография из этой серии «Медный всадник» – кумиру на бронзовом коне, ставшему символом города, времени посвящено несколько стихотворений поэта. «А. Блок в январе 1918» на Знаменской площади – здесь он часто бывал в период создания поэмы «Двенадцать», «Сфинкс у Академии Художеств» упоминается в ряде произведений А. Блока. Литография «Статуя на Аничковом мосту» отсылает нас к стихотворению, посвященному клодтовскому «Укротителю коня»: «… Лошадь храпела навек. И на узде в напряженьи молчанья вечно застывший висел человек». Графический цикл В.Тамбовцева показывает знаковые блоковские места Петербурга – здание Университета,«Башня Вячеслава Иванова», «Пушкинский Дом»…
Петербург для Блока был поистине городом «сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание» и такой разный: то это город призрачно-обманчивых видений, то «полный бунтарской революционной энергии», город солдат и матросов, поднимающихся на штурм старого мира, то проникнутый гуманистическими чувствами, демократическим настроением… В графических произведениях Д.П. Бучкина, А.С. Ведерникова, Е.Н. Померанцевой, Т.Н. Давид, В.Е. Верещагина, И.Л. Черновой-Дяткиной, А.П. Остроумовой-Лебедевой, представленных на выставке, мы можем видеть очень разные аспекты восприятия города. Блок с горечью, но очень точно сказал: «…Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее… За этими руинами всегда новая жизнь…». Подобный взгляд, настроение, как нельзя лучше, переданы в произведениях М.В. Добужинского, П.А. Шиллинговского, показанных на выставке.
Особого внимания заслуживают рисунки, эскизы к проектам памятника А.А. Блоку, исполненные талантливым петербургским скульптором Е.Н. Ротановым. Это его многолетние размышления о Блоке, о памятнике поэту, который должен появиться в Петербурге. Своего Блока Ротанов решает очень разнопланово: стоящим у собора, шагающим по Петербургу, с которым связан тесными узами… Преодолевающий ветер и жизненные невзгоды, Поэт идущий по городу. Именно такой Блок – экспонируется на выставке – модель памятника скульптора Е. Н. Ротанова.
Представленные на выставке открытки – не только места, связанные непосредственно с жизнью поэта, но столица в целом, с её праздничной и будничной сторонами жизни, фешенебельными улицами, набережными, обывательскими домами и рабочими окраинами.Интересны репродукционные открытки, выполненные с живописных и графических работ известных мастеров Серебряного века: А.П. Остроумовой-Лебедевой, М.В. Добужинского, С.П. Яремича. Революционный Петроград, нашедший воплощение в поэзии Блока, отобразил художник А.Ф. Белый.
По фотопортретам Блока можно проследить, как менялся его облик от парного с Л.Д. Менделеевой портрета 1903 года, до последнего, созданного М.С. Наппельбаумом в 1921 году. Среди книг следует отметить издание: Александр Блок «Стихи о России». 1915 года.
Мемориальные доски, как экспонаты музейной коллекции, также представлены на выставке. Архивные фотографии памятных досок позволяют увидеть город Блока, где непосредственно жил и творил поэт.