Афиша на апрель

Некрополь Мастеров искусств и Некрополь XVIII века

Обзорные экскурсии по Некрополям проводятся ежедневно, кроме четверга. Расписание уточняйте по телефонам: +7 (812) 717-17-16, +7 (911) 922-15-38.

Часы работы: с 10:00 до 18:00. Касса закрывается на полчаса раньше.

Входные билеты: единый билет в оба некрополя для граждан РФ – 300 рублей / для иностранных граждан – 500 рублей / единый льготный билет – 200 рублей. Экскурсионный билет — 200 рублей, приобретается дополнительно ко входному.

Адрес: Пл. Александра Невского, 1 (метро «Пл. А. Невского»).

Выставочный зал Некрополя мастеров искусств

Экспозиция «Знаки памяти»

На втором этаже выставочного зала Некрополя мастеров искусств открыта постоянная экспозиция «Знаки памяти». На ней представлены мемориальные символика, портрет, геральдика — барельефы, скульптура. Мы показываем фрагменты утраченных надгробий XVIII-первой четверти XIX в., а также те, что ради сохранности перенесены в экспозиционное пространство.

Вход по билетам в Некрополь мастеров искусств.

Часы работы: с 10:00 до 17:00.

Выходной: четверг.

Адрес: Лаврский проезд, 5а, вход — из Некрополя мастеров искусств.

Нарвские Триумфальные ворота

Выставка «Экспонат №… Нарвские Триумфальные ворота». К 190-летию торжественного открытия памятника

23 октября 2024 — 29 июня 2025

В юбилейный, 190 год, со дня открытия Нарвских Триумфальных ворот начинает работу выставка, посвящённая истории этого удивительного памятника – экспоната Государственного музея городской скульптуры.

Нарвские ворота поражают своей монументальностью, величественностью и торжественностью. «Колоссальное здание бронзовое со славами, богатырями, ворота, каких не было и в царстве титанов…», – писал П. А. Федотов. Один из самых грандиозных петербургских памятников, увековечивший подвиги русской гвардии в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе 1813 – 1814 гг.

Его история началась в 1814 г., когда для встречи гвардии, возвращающейся из покорённого Парижа, была возведена временная деревянная триумфальная арка. Современный вид ворота обрели благодаря архитектору В. П. Стасову, который в 1827 – 1834 гг. возвёл каменные, «одетые в медную одежду», ворота. Над скульптурным убранством памятника трудились лучше мастера XIX в.: П. К. Клодт, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. В 1939 г. Нарвские Триумфальные ворота стали экспонатом музея, а с 1987 г. в верхней части ворот открылась музейная экспозиция.

Выставка «Экспонат №… Нарвские Триумфальные ворота» представляет историю создания и бытования памятника за весь период его существования.

Посетители смогут проследить историю памятника по оригинальным графическим листам Ивана Фёдоровича Холодова (1898 – 1942) из коллекции искусствоведа Владимира Васильева (какого цвета изначально были колонны Нарвских ворот?). Рассмотреть медальоны, показывающие победоносный увековеченный в надписях Нарвских ворот путь русской гвардии от Москвы до Парижа. Удивиться многообразию Триумфальных ворот в мире.

Нарвские ворота всегда были привлекательным объектом для художников и фотографов. Они вошли в городской фольклор и даже обросли легендами. Их изображения использовались в филателии и филокартии, что мы также увидим на выставке.

Еще один замечательный экспонат, представленный вниманию посетителей, – медаль «На открытие в Санкт-Петербурге у Нарвской заставы Триумфальных ворот» диаметром 6,5 см, отлитая в 1834 году из бронзы.

Экскурсии в рамках «Музейной среды» в 18:00 (2, 9, 16, 23, 30 апреля).

Экскурсии выходного дня: 5, 6, 12, 19, 20, 26, 27 апреля в 12:00. 13 апреля в 12:30.

3 и 10 апреля в 15:00. Семинары «Работа с семейной аудиторией. Цели, задачи, вопросы к обсуждению» в рамках проекта «Музейные встречи».

5, 12 апреля в 16:00, 6 апреля в 12:00, 13 апреля в 11:00 и 15:00. Детские музейные занятия «Сердце Кутузова» в рамках проекта «Музейные встречи».

Входные билеты: 150 рублей / 100 рублей — льготный.

Экскурсии: 200 рублей + входные билеты в музей.

Часы работы: среда — с 14:00 до 20:00 (касса работает до 19:00); четверг-воскресенье — с 11:00 до 17:00 (касса работает до 16:30).

Выходные: понедельник, вторник.

Адрес: площадь Стачек (метро «Нарвская»).

Новый выставочный зал

Экспозиция «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга»

Постоянная экспозиция «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга» рассказывает о собрании музея под открытом небом — памятниках. На ней демонстрируются модели и проекты памятников, а также графика из коллекции музея.

Выставка «Август Ланин. Живопись, скульптура, графика, объект»

7 марта – 6 апреля 2025 года

К 100-летию со дня рождения

Август Ланин – один из самых интересных, своеобразных, значительных художников Ленинграда второй половины ХХ века, универсальная творческая личность.

Окончив в 1952 г. архитектурный факультет Академии художеств, он был вынужден вскоре оставить профессию, но архитектурным проектированием занимался до конца жизни. Художник работал в разных видах графики, создавал «авангардистские» коллажи и объекты. На основе авторского метода синтеза искусств на электронной основе проектировал не только архитектурные цветомузыкальные комплексы, но и работал над уникальным «космическим» заказом в рамках государственной программы освоения Луны.

С 1975 г. Ланин начал создавать большеформатные программные живописные произведения на философские, исторические, социальные темы, а в 1990-е нашёл свой метод создания каркасных скульптур из алюминиевой проволоки.

Юбилейная выставка Августа Ланина представляет работы последнего десятилетия творчества художника: каркасную скульптуру, живописно-пространственные композиции, проект архитектурного цветомузыкального комплекса «Постапокалипсис». В экспозиции эти работы дополнены его более ранними рисунками и гравюрами – такая ретроспектива позволяет увидеть тематические, образные, формальные связи внутри очень разнообразного по техникам и материалам, но очень единого по сути творчества этого мастера.

Сегодня становится очевидным, насколько многие работы Августа Ланина созвучны современным художественным явлениям. Поэтому на юбилейной выставке последний цветомузыкальный проект Ланина впервые представлен с использованием медиатехнологий, в работе над ним участвовали молодые медиахудожники, режиссёры, 3D реконструкторы.

Экскурсия по выставке: 5 апреля в 16:00.

Билеты: Входной 150 рублей / 100 рублей — льготный. Экскурсионный 150 рублей.

Внимание: входные билеты на экспозицию и на временную выставку продаются отдельно.

Часы работы: с 12:00 до 19:00, касса — до 18:00.

Выходные: понедельник, вторник.

Адрес: Невский пр., 179 / Чернорецкий пер., 2 (метро «Пл. А. Невского II»).

Мастерская Аникушина

Постоянная экспозиция «Скульптурная мастерская»

Выставка «Личная биография»

Выставка «Портреты»

Выставка «Аникушин. Пушкин»

20 декабря 2024 – 16 ноября 2025

Михаил Аникушин – один из главных скульпторов Ленинграда, а самая известная его работа – памятник Пушкину на площади Искусств. Сегодня нам кажется, что памятник стоял там всегда, однако у него длинная и непростая история.

Как вчерашний студент Аникушин решился сразиться в конкурсе с академиками – и выиграл? Зачем он переделывал с нуля работу, уже одобренную всеми комиссиями? Над чем он работал восемь лет и где ему удалось в последний момент найти вдохновение? Этой истории, полной неожиданных поворотов, трагичных переживаний, и все же имеющей счастливый конец, и посвящена выставка.

Первый конкурс на памятник прошел еще в 1937 году, однако Пушкин перед Русским музеем появился лишь спустя 20 лет. За это время были созданы десятки моделей и проектов, авторами которых стали самые авторитетные скульпторы. Посетители музея смогут увидеть некоторые из этих проектов. Модели, созданные самим Аникушиным, помогут проследить, как менялось восприятие поэта скульптором на протяжении тех лет, что он работал над памятником.

Пушкин на площади Искусств стал первой крупной работой Аникушина и его звездным часом: за него скульптор получает высшую награду – Ленинскую премию, а его карьера после открытия быстро идет в гору. Пушкин как будто дает своему автору путевку в жизнь. Спустя 12 лет Аникушин получает в свое пользование специально построенную мастерскую (мечта любого художника!) – ту самую, в которой сегодня располагается музей.

Однако такой успех был бы невозможен без искреннего чувства, которое скульптор питает к своему герою. «А Пушкин и был моей первой любовью», – признавался Михаил Константинович. Это любовь, которую он пронес через всю жизнь. К образу поэта Аникушин обращался еще множество раз. На выставке можно увидеть графические произведения, а в самом музее – скульптурные изображения поэта, созданные в разные годы.

Входные билеты: 150 рублей / 100 рублей — льготный.

За расписанием экскурсий и мастер-классов следите в сообществе.

Часы работы: среда с 12:00 до 21:00, с четверга по воскресенье с 12:00 до 18:00. Касса закрывается на час раньше.

Выходные: понедельник, вторник.

Адрес: Вяземский пер., 8 (метро «Петроградская»).

Некрополь «Литераторские мостки»

С 1 по 30 апреля Некрополь закрыт на просушку.

Экскурсионное обслуживание (с 1 по 12 апреля) — по предварительной записи по телефону +7(812)921-00-71.

Индивидуальное экскурсионное обслуживание

Стоимость экскурсии для группы до 5 человек – 2000 рублей. Если в группе больше пяти человек, дополнительно приобретаются билеты (400 р. – полный, 200 р. – льготный).

Запись на индивидуальные экскурсии и дополнительная информация по телефону: (812) 921-00-71

Часы работы: с 10:00 до 17:00.

Выходной: четверг (возможно проведение экскурсии по предварительной заявке).

Адрес: Расстанная ул., 30 (метро «Волковская»).

Невский, 19

Обратите внимание, что сейчас на «Невском, 19» идёт подготовка к ремонту и созданию постоянной экспозиции. В обычные дни будущий музей закрыт, но пару раз в месяц проводятся дни приоткрытых дверей.

Выставка «Памятники не стоят на месте»

22 августа 2024 – апрель 2025

Памятник, монументальная скульптура, кажется предметом совершенно статичным. Разве что Медный всадник может разгуливать по городу, да и то — в поэме А. С. Пушкина. На самом деле монументальная и декоративная скульптура Петербурга покидает свои места довольно часто. Многие памятники после установки переносили из одной локации в другую или изначально задумывали не для той точки в городе, где они в итоге возведены. Не говоря уже о том, что скульптура создается в мастерской, отливается на заводе, а значит до установки переживает несколько перемещений. Не только памятники, но и городская среда в целом не являются статичными. Даже сложившийся ансамбль исторического центра Санкт-Петербурга продолжает развиваться и меняться вслед за изменением образа жизни и техническим прогрессом. Памятники следуют за динамикой городской среды, а значит не могут всегда оставаться на одних и тех же местах.

Выставочный проект рассказывает о причинах и последствиях всех видов передвижения городской скульптуры на нескольких примерах как знаковых, так и менее заметных монументов: памятников Александру III, А. В. Суворову, Ф. М. Достоевскому, А. С. Пушкину, С. Л. Перовской, М. И. Глинке, Н. А. Добролюбову, Обелиска «Румянцева победам», фонтанов-поилок Ж.-Ф. Тома де Томона и А. Н. Воронихина, скульптур быков В. И. Демут-Малиновского и других.
Скульптурные эскизы и модели, реставрационные материалы, исторические фотографии и документы позволяют проследить, как памятники уступали место магистралям, ставя жителей и власти перед дилеммой: красота или удобство, как исчезали из-за смены политического режима и отношения к исторической личности в обществе. Скульптура обретала новое удачное и пока постоянное расположение, передвигалась из-за личных пристрастий императоров, не выдерживала соседства с другими памятниками, срывалась с места из-за природных катаклизмов и перемещалась из-за бомбежек… Важны и невидимые передвижения, когда памятник физически остается на том же месте, но переходит от одного владельца к другому, что кардинально меняет условия его существования.

На выставке можно увидеть примеры того, как скульпторы и архитекторы мучительно выбирали место для памятника, стремясь к синтезу скульптуры и архитектуры, и как проходила примерка полноразмерных макетов памятников на местности. Отражена и одна из самых актуальных для Музея городской скульптуры тем — памятники, которые покидают привычные места из-за потребности в реставрации.

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: