Афиша. Декабрь 2024

Некрополь Мастеров искусств и Некрополь XVIII века

Обзорные экскурсии по Некрополям проводятся ежедневно, кроме четверга. Расписание уточняйте по телефонам: +7 (812) 717-17-16, +7 (911) 922-15-38.

Часы работы: с 10:00 до 16:00. Касса закрывается на полчаса раньше.

Входные билеты: единый билет в оба некрополя для граждан РФ – 300 рублей / для иностранных граждан – 500 рублей / единый льготный билет – 200 рублей. Экскурсионный билет — 200 рублей, приобретается дополнительно ко входному.

Адрес: Пл. Александра Невского, 1 (метро «Пл. А. Невского»).

Выставочный зал Некрополя мастеров искусств

Экспозиция «Знаки памяти»

На втором этаже выставочного зала Некрополя мастеров искусств открыта постоянная экспозиция «Знаки памяти». На ней представлены мемориальные символика, портрет, геральдика — барельефы, скульптура. Мы показываем фрагменты утраченных надгробий XVIII-первой четверти XIX в., а также те, что ради сохранности перенесены в экспозиционное пространство.

Вход по билетам в Некрополь мастеров искусств.

Часы работы: с 10:00 до 16:00.

Выходной: четверг.

Адрес: Лаврский проезд, 5а, вход — из Некрополя мастеров искусств.

Нарвские Триумфальные ворота

Выставка «Экспонат №… Нарвские Триумфальные ворота». К 190-летию торжественного открытия памятника

23 октября 2024 — 29 июня 2025

В юбилейный, 190 год, со дня открытия Нарвских Триумфальных ворот начинает работу выставка, посвящённая истории этого удивительного памятника – экспоната Государственного музея городской скульптуры.

Нарвские ворота поражают своей монументальностью, величественностью и торжественностью. «Колоссальное здание бронзовое со славами, богатырями, ворота, каких не было и в царстве титанов…», – писал П. А. Федотов. Один из самых грандиозных петербургских памятников, увековечивший подвиги русской гвардии в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе 1813 – 1814 гг.

Его история началась в 1814 г., когда для встречи гвардии, возвращающейся из покорённого Парижа, была возведена временная деревянная триумфальная арка. Современный вид ворота обрели благодаря архитектору В. П. Стасову, который в 1827 – 1834 гг. возвёл каменные, «одетые в медную одежду», ворота. Над скульптурным убранством памятника трудились лучше мастера XIX в.: П. К. Клодт, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. В 1939 г. Нарвские Триумфальные ворота стали экспонатом музея, а с 1987 г. в верхней части ворот открылась музейная экспозиция.

Выставка «Экспонат №… Нарвские Триумфальные ворота» представляет историю создания и бытования памятника за весь период его существования.

Посетители смогут проследить историю памятника по оригинальным графическим листам Ивана Фёдоровича Холодова (1898 – 1942) из коллекции искусствоведа Владимира Васильева (какого цвета изначально были колонны Нарвских ворот?). Рассмотреть медальоны, показывающие победоносный увековеченный в надписях Нарвских ворот путь русской гвардии от Москвы до Парижа. Удивиться многообразию Триумфальных ворот в мире.

Нарвские ворота всегда были привлекательным объектом для художников и фотографов. Они вошли в городской фольклор и даже обросли легендами. Их изображения использовались в филателии и филокартии, что мы также увидим на выставке.

Еще один замечательный экспонат, представленный вниманию посетителей, – медаль «На открытие в Санкт-Петербурге у Нарвской заставы Триумфальных ворот» диаметром 6,5 см, отлитая в 1834 году из бронзы.

Экскурсии в рамках «Музейной среды» в 18:00 (4, 18 и 25 декабря).

Входные билеты: 150 рублей / 100 рублей — льготный.

Экскурсии: 150 рублей + входные билеты в музей.

Часы работы: среда — с 14:00 до 20:00 (касса работает до 19:00); четверг-воскресенье — с 11:00 до 17:00 (касса работает до 16:30).

Выходные: понедельник, вторник.

Адрес: площадь Стачек (метро «Нарвская»).

Новый выставочный зал

Экспозиция «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга»

Постоянная экспозиция «Монументальная скульптура Санкт-Петербурга» рассказывает о собрании музея под открытом небом — памятниках. На ней демонстрируются модели и проекты памятников, а также графика из коллекции музея.

Выставка «Месяц большой темноты»

1 декабря 2024 – 15 января 2025

Ненцы именуют декабрь месяцем большой темноты. На тундру опускается полярная ночь. С каждым днём мороз нарастает, на реках и озёрах лёд становится толще. Оленьи стада откочевали к югу на зимовку. В это время люди собираются в чуме около очага, где оживают древние легенды и сказки… Бесконечен круг природы, как и путь кочевых народов.

Древняя культура Ямала богата и разнообразна. Пять тысяч лет назад первые люди Арктики уже не только великолепно обрабатывали кожу и мех, но и бересту, дерево и кость, изготавливали утилитарные или ритуальные вещи, наполняя их смыслом, декорировали обережными и сакральными орнаментами, изображали загадочных животных и птиц, создавая уникальные традиции.

Современные художники, окунувшись в изучение наследия северного региона, передают свои ощущения зрителю через особенные работы.

Традиционный для края оленеводов материал позволяет повторить, а порой и восстановить утраченные приёмы и способы создания вещей, которые в современном мире кажутся сказочными и необычными. Так, на выставке начинают оживать старинные ремесла (шитьё подшейным волосом оленя, изготовление снеговых очков), древние легенды и мифы.

Выставка даёт возможность собрать воедино тысячелетнюю культуру Ямала через традиционные материалы и приёмы их обработки и создать современные произведения искусства.

На экспозиции представлены произведения декоративно-прикладного искусства, живопись и графика художников Андрея и Ирины Вахрушевых, в том числе из фондов Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского.

Входные билеты: 150 рублей / 100 рублей — льготный.

Внимание: входные билеты на экспозицию и на временную выставку продаются отдельно.

Часы работы: с 12:00 до 19:00, касса — до 18:00.

Выходные: четверг, пятница.

Адрес: Невский пр., 179 / Чернорецкий пер., 2 (метро «Пл. А. Невского II»).

Мастерская Аникушина

Постоянная экспозиция «Скульптурная мастерская»

Выставка «Личная биография»

Выставка «Портреты»

Выставка «Аникушин. Пушкин»

О дате открытия выставки сообщим позднее.

Информация будет дополняться.

Входные билеты: 150 рублей / 100 рублей — льготный.

За расписанием экскурсий и мастер-классов следите в сообществе.

Часы работы: среда с 12:00 до 21:00, с четверга по воскресенье с 12:00 до 18:00. Касса закрывается на час раньше.

Выходные: понедельник, вторник.

Адрес: Вяземский пер., 8 (метро «Петроградская»).

Некрополь «Литераторские мостки»

Вход свободный, экскурсионное обслуживание — по предварительной записи по телефону +7(812)921-00-71.

Индивидуальное экскурсионное обслуживание

Стоимость экскурсии для группы до 5 человек – 2000 рублей. Если в группе больше пяти человек, дополнительно приобретаются билеты (400 р. – полный, 200 р. – льготный).

Запись на индивидуальные экскурсии и дополнительная информация по телефону: (812) 921-00-71

Часы работы: с 10:00 до 17:00.

Выходной: четверг (возможно проведение экскурсии по предварительной заявке).

Адрес: Расстанная ул., 30 (метро «Волковская»).

Невский, 19

Обратите внимание, что сейчас на «Невском, 19» идёт подготовка к ремонту и созданию постоянной экспозиции. В обычные дни будущий музей закрыт, но пару раз в месяц проводятся дни приоткрытых дверей.

Выставка в окнах «Наблюдатели»

27 ноября 2024 – 10 февраля 2025

В окнах нового пространства Государственного музея городской скульптуры «Невский, 19» открылась выставка скульптора Влада Муханова «Наблюдатели». Яркие абстрактные зооморфные объекты наполнили пять окон, выходящих на Невский проспект. Обтекаемые формы, напоминающие веселые, безвольные, инфантильные игрушки, не так просты, как может показаться. Зеркальные элементы делают отражение частью каждого объекта, и в результате он безостановочно меняется.

Зеркала отражают мир вокруг, заимствуя свое наполнение у окружающей реальности. Отражается в произведении и зритель, акцентируя сложность разграничения себя и объекта восприятия, неотделимость наблюдаемого от наблюдателя и его я.

Непохожие друг на друга объекты рождают различные связи между собой и со зрителем. Многочисленные переклички между ними не позволяют сфокусироваться на чем-то одном. Динамично меняющаяся в зеркале картинка соответствует темпу и информационному перегрузу нашей жизни. А собственное отражение, делающее зрителя частью объекта, напоминает о субъективности нашего восприятия реальности.

В своих работах Влад Муханов элегантно сочетает наследие академической школы, тягу к поп-арту и современные 3D-технологии. Жизнерадостные цвета, формы, вдохновленные товарами массового потребления, и общий оптимистичный настрой выставки не дают скрыться от вопросов, справимся ли мы с нарастающим информационным бумом и собственной беспомощностью растерянного наблюдателя.

Влад Муханов о выставке: «Мы живем в период турбулентности, мир меняется очень резко и непредсказуемо, спокойные времена как будто покинули нас с момента наступления пандемии. Вдобавок новые медиа и способы подачи информации трансформируются быстрее, чем человек может к этому приспособиться. Эти факторы заставляют чувствовать себя беспомощным перед большими изменениями. Подобно объектам этого проекта, мы следим за всем вокруг как будто не в силах оторваться от наблюдения за новыми и новыми событиями. Бесконечная смена новостей не дает зафиксировать внимание, подобно камере без пленки или зеркалу, которое лишь отражает момент без возможности фиксации и осмысления. Но даже в хаотичном ритме жизни, где человек, казалось бы, не властен над обстоятельствами, он всегда вправе выбрать, что ему отражать, и пусть это будут «солнечные зайчики».

Выставка «Памятники не стоят на месте»

22 августа – 6 апреля 2025

Памятник, монументальная скульптура, кажется предметом совершенно статичным. Разве что Медный всадник может разгуливать по городу, да и то — в поэме А. С. Пушкина. На самом деле монументальная и декоративная скульптура Петербурга покидает свои места довольно часто. Многие памятники после установки переносили из одной локации в другую или изначально задумывали не для той точки в городе, где они в итоге возведены. Не говоря уже о том, что скульптура создается в мастерской, отливается на заводе, а значит до установки переживает несколько перемещений. Не только памятники, но и городская среда в целом не являются статичными. Даже сложившийся ансамбль исторического центра Санкт-Петербурга продолжает развиваться и меняться вслед за изменением образа жизни и техническим прогрессом. Памятники следуют за динамикой городской среды, а значит не могут всегда оставаться на одних и тех же местах.
Выставочный проект рассказывает о причинах и последствиях всех видов передвижения городской скульптуры на нескольких примерах как знаковых, так и менее заметных монументов: памятников Александру III, А. В. Суворову, Ф. М. Достоевскому, А. С. Пушкину, С. Л. Перовской, М. И. Глинке, Н. А. Добролюбову, Обелиска «Румянцева победам», фонтанов-поилок Ж.-Ф. Тома де Томона и А. Н. Воронихина, скульптур быков В. И. Демут-Малиновского и других.
Скульптурные эскизы и модели, реставрационные материалы, исторические фотографии и документы позволяют проследить, как памятники уступали место магистралям, ставя жителей и власти перед дилеммой: красота или удобство, как исчезали из-за смены политического режима и отношения к исторической личности в обществе. Скульптура обретала новое удачное и пока постоянное расположение, передвигалась из-за личных пристрастий императоров, не выдерживала соседства с другими памятниками, срывалась с места из-за природных катаклизмов и перемещалась из-за бомбежек… Важны и невидимые передвижения, когда памятник физически остается на том же месте, но переходит от одного владельца к другому, что кардинально меняет условия его существования.
На выставке можно увидеть примеры того, как скульпторы и архитекторы мучительно выбирали место для памятника, стремясь к синтезу скульптуры и архитектуры, и как проходила примерка полноразмерных макетов памятников на местности. Отражена и одна из самых актуальных для Музея городской скульптуры тем — памятники, которые покидают привычные места из-за потребности в реставрации.

О датах проведения дней приоткрытых дверей мы сообщим в сообществах Музея и «Невского, 19».

 

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: