3 июля – 13 октября 2024 г.
«Нет ничего страшнее и печальнее памятника, сошедшего с места. <…> Сошедшие с высоких своих
постаментов, стоящие прямо на земле, разбредающиеся в разные стороны, они уже не скульптурой
были, а живыми людьми, как мы, и наглядно олицетворяли собой бедствие, такое грозное, которое
даже их, многопудовых, неподвижных, огромных, сдуло с многолетних мест».
(Берггольц О. Ф. Говорит Ленинград).
В год 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады представляем вашему
вниманию выставку, рассказывающую о спасении ленинградских монументов, об их укрытии и
последующем возвращении и восстановлении, о людях, благодаря самоотверженным усилиям
которых памятники и скульптуры Ленинграда пережили блокаду и Великую Отечественную войну.
На выставке представлены материалы из фондов Государственного музея городской скульптуры, в
коллекцию которого входят многие известные всем памятники – Петру I на Сенатской площади
(Медный всадник), Николаю I, В. И. Ленину у Финляндского вокзала, С. М. Кирову и другие.
Документы свидетельствуют о гигантской проделанной работе и о вкладе сотрудников музея.
Трудно сейчас представить, что те памятники, которыми сегодня любуются и восхищаются жители
города и туристы, 80 лет назад были зашиты в саркофаги или «одеты» в защитные сооружения, а,
например, скульптуры Диоскуров и скульптурные группы Аничкова моста покинули свои места.
В одном из писем директора музея А. С. Флоринской начальнику Управления по делам искусств
Б. И. Загурскому от 8 ноября 1942 года содержится перечень ещё не укрытых на этот момент
городских и надгробных памятников, имеющих исключительную историческую и художественную
ценность. Подчёркивается, что «в условиях войны, при частых бомбёжках и артобстрелах, при всех
трудностях, имеющих место в осаждённом городе оставить незащищёнными такие памятники, как
сфинксы у Академии Художеств, Александровскую колонну, памятники Суворову, Кутузову,
Барклаю-де-Толли, Екатерине II и др. – нельзя». Там же читаем ходатайство об отнесении работ по
укрытию памятников к числу работ оборонного значения.
Партнёр выставочного проекта Научный архив Российской академии художеств предоставил
уникальные материалы – документы и фотографии из личных фондов С. Г. Гасилова и
И. В. Крестовского.
Сергей Гаврилович Гасилов – фотограф, основатель фотолаборатории Академии Художеств.
Лаборатория работала всю блокаду, проводила фотофиксацию, в том числе укрытия памятников,
благодаря чему сегодня можно проследить и представить все этапы этой работы.
Игорь Всеволодович Крестовский – скульптор, реставратор, педагог. Проводил реставрационные
работы, в том числе музейных предметов из коллекции Музея городской скульптуры, ещё до войны.
А с её началом был привлечён к руководству работами по укрытию памятников. Игорь
Всеволодович неоднократно сотрудничал с музеем, поэтому мы затрагиваем его дальнейшую
творческую судьбу и представляем скульптурные и графические работы – некоторые из них были
переданы в дар музею лично автором. На выставке так же можно увидеть фотографии из архива
семьи Крестовских.
Эта выставка и о блокаде, и о монументах, и о людях, – благодарность всем, кто сохранил для
потомков памятники и монументально-декоративную скульптуру Ленинграда, кто спасал
сегодня, чтобы увидеть завтра.
Ольга Фёдоровна Берггольц в июле 1945 года написала: «… первые дни мира – это, прежде, всего
дни великих возвращений. Возвращён мир, и вместе с ним начинает возвращаться всё, чем он
прекрасен».