Государственному музею городской скульптуры 90 лет

28 июля 2022 года исполняется 90 лет со дня основания Государственного музея городской скульптуры. Отсчёт своей истории музей ведёт с даты 28 июля 1932 года, когда Лазаревское кладбище Александро-Невской Лавры получило музейный статус, став первым в России музеем-некрополем. Этому предшествовала долгая подготовительная работа. Потребовались годы усилий художественной общественности для того, чтобы создать музейное учреждение, целью которого стало изучение, сохранение и реставрация бесценных памятников петербургского некрополя. В этот период учреждение называлось «Музей-некрополь».

В 1939 году частью экспозиции музея стал созданный на территории Тихвинского кладбища Некрополь мастеров искусств, Благовещенская и Лазаревская усыпальницы, некрополь «Литераторские мостки», а также наиболее значимые памятники и мемориальные доски города.

Таким образом, в ведении музея оказалась не имеющая аналогов по художественной и исторической ценности коллекция произведений мемориального и монументального искусства.

Музею было дано новое название: «Музей городской скульптуры».

Появление такого музея именно в Ленинграде обусловлено тем, что Северная столица – город, где родилась школа отечественного монументального искусства, был открыт первый в России скульптурный памятник – легендарный Медный всадник.

Решение о передаче в ведение музея городских памятников стало судьбоносным. С началом Великой Отечественной войны остро встала проблема сохранения и защиты бесценного собрания скульптуры Ленинграда. В мировой практике аналогов задачам такого масштаба и ответственности не было. Напряженная работа сотрудников музея по укрытию памятников города отражена в многочисленных, различных по содержанию архивных документах блокадного времени.

Музей активно включился в работы по укрытию памятников города и Некрополей: составление проектно-сметной документации, договоров, финансовые операции, организация снабжения материалами, контроль за их использованием, строгая отчётность. Музейные сотрудники непосредственно участвовали в получении различных материалов, необходимых для защиты памятников. Благодаря этой самоотверженной работе петербуржцы и гости города могут вновь и вновь любоваться творениями великих мастеров во всём их великолепии.

Начиная с 1947 г. музей принимал участие в работе по сооружению новых памятников Ленинграда: участвовал в художественных советах и конкурсных жюри, организовывал выставки и обсуждения проектов памятников. С конца 1948 г. Дирекция художественных выставок и панорам передавала музею конкурсные проекты всех памятников, намеченных к установке в Ленинграде.

Музей является одним из ведущих учреждений Санкт-Петербурга, занимающихся реставрационной деятельностью. В начале 1970-х годов в музее была создана реставрационная мастерская по камню. К реставрации металла, гипса, графики, а также к работам высокой категории сложности по мрамору привлекаются высококвалифицированные специалисты города.

В 1980 году в музее появляется отдел «Нарвские Триумфальные ворота».

В коллекцию музея Нарвские Триумфальные ворота вошли в 1939 году как произведение монументального искусства. Серьёзно пострадав во время Великой Отечественной войны, памятник был полностью отреставрирован в 1949 – 1953 гг. Но и после реставрации Нарвские Триумфальные ворота оставались памятником.

В течение долгого времени велась разработка плана экспозиции для размещения во внутренних помещениях ворот. Это была первая попытка приспособления архитектурных объёмов памятника для музейного использования. В 1978 году решением Главного управления культуры г. Ленинграда было вынесено постановление о создании внутри сооружения экспозиции, посвящённой Отечественной войне 1812 г., а также истории создания триумфальных ворот.

В XXI веке коллекция музея продолжает пополняться новыми экспонатами, появляются новые выставочные пространства:

2002 г. – открытие площадки «Новый выставочный зал»;

2004 г. – правительством Санкт-Петербурга музею была передана мастерская выдающегося скульптора М.К. Аникушина. После завершения масштабных ремонтных работ в 2015 г. в филиале музея был открыт многофункциональный культурный центр с мемориальной экспозицией и арт-пространством для современной выставочной деятельности;

2012 г. – музею передан усадебный комплекс «Уткина дача» — памятник культурного наследия федерального значения. В настоящее время идет реставрация объекта, находившегося в аварийном состоянии. После завершения реставрационных работ в усадебном доме будет размещена экспозиция из фондов музея.

2021 г. – музей начал осваивать новое выставочное пространство «Невский, 19». Официальное открытие ещё не состоялось, и для привлечения внимания посетителей к новой площадке музей успешно освоил нестандартную форму выставки – размещение экспонатов в витринных окнах, выходящих на главную городскую магистраль.

Опыт реставрационной деятельности, накопленный музеем за годы работы, воплотился в создание в 2007 году первой и единственной в России службы по текущему уходу и содержанию памятников. Ежегодно сотрудники службы удаляют последствия актов вандализма на памятниках и мемориальных досках города, а также осуществляют регулярный профилактический уход. Благодаря кропотливому труду профессиональных художников-реставраторов Санкт-Петербург по праву остаётся красивейшим городом России.

Принципы и методы мониторинга состояния скульптур – плод совместной работы научных сотрудников отдела памятников и мемориальных досок и специалистов службы по текущему уходу и содержанию памятников – вызывает значительный интерес российских и зарубежных коллег и пользуется заслуженным вниманием.

Сегодня, Государственный музей городской скульптуры – обширный, активно развивающийся музейный комплекс. За почти вековую историю музей внёс значительный вклад в сохранение историко-художественного наследия памятников истории и культуры, совмещая в себе функции музея-заповедника под открытым небом с традиционными для любого музея фондами, экспозициями, выставочными залами и административно-хозяйственными службами. В коллекции музея находится 250 городских памятников, в числе которых те, что без преувеличения можно назвать символами Санкт-Петербурга.

Ступая в ногу со временем, музей, вместе с тем, бережно хранит накопленные десятилетиями знания и опыт, оправдывая высокое доверие горожан.

Интервью директора музея В.Н.Тимофеева в программе «Петербургские встречи» ВГТРК «Культура. Санкт-Петербург». Февраль 2022

Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: